GammaLKM.spb.ru

Гамма Индустриальные Краски

e42e0c0b

Лесной участок это

Что относится к лесным землям? Раскладываем по полочкам

Земли лесов располагаются на обширных территориях Российской Федерации, отличаются от других массивов по ряду специфических признаков.

Являются важнейшим сырьевым ресурсом страны и регулируются специальными правовыми нормами, существенно отличающимися от норм регулирования земель других категорий.

Понятие и общая характеристика

К землям лесного фонда относятся территории земельных массивов, покрытые лесом, либо предназначенные для лесонасаждений. Под лесом понимается природно-хозяйственный объект и специфическая экологическая система, состоящая из поросли древесных пород, кустарников. Лесной участок, согласно статье 27 ЗК РФ, является разновидностью земельного участка.

Лесные зоны могут иметь естественное (природное) и искусственное происхождение, что не делает различий между их статусом и принадлежностью к обозначенному Фонду. Также лес рассматривается как ценный государственный ресурс, который управляется федеральным законодательством.

Эти земли находятся на государственном балансе, в федеральной собственности. Могут передаваться муниципалитетам на основании постоянного (бессрочного) пользования. Подлежат кадастровому учёту и не являются объектами земельной недвижимости. Управление территорией лесных угодий осуществляется государством. Все юридические действия должны быть санкционированы Правительственными распоряжениями и ориентироваться на базовые нормы статьи 1 ЗК РФ.

Для использования массива, охранных и защитных мер, для воспроизводства лесонасаждений предусмотрен регламент создания лесной инфраструктуры:

  • лесных дорог;
  • лесных складов;
  • объектов для переработки заготовленной древесины.

Эти объекты после завершения соответствующих работ, подлежат сносу, а лесные земли, где они ранее возводились, — рекультивации. Лесные дороги являются исключением, и могут продолжать функционировать.

В силу особых функций природного и экономического характера для экономики страны, эти земли входят в состав:

  • Государственного земельного фонда.
  • Государственного лесного фонда.

Некоторые участки относятся и к государственному земельному, и лесному фондам. В некоторых случаях территории, покрытые лесом, не входят в лесной фонд, относясь к иным категориям земельных участков (ЗУ):

  1. земли рекреации;
  2. природоохранные зоны;
  3. защитные полосы и т.п.

В целом лесной фонд делится на виды.

Лесничества и лесопарки

В лесной фонд входят лесничества и лесопарки. Здесь допускаются только определённые виды работ, допускающие извлечение пользы из природных лесных ресурсов, в том числе – их санкционированная вырубка. С разрешения федеральных и муниципальных властей допускается организация зон отдыха для граждан населённого пункта. Соответственно регламенту законодательства, развивается лесная инфраструктура (ч. 6 ст. 21 ЛК РФ).

Эта категория отличается наличием древесных пород из числа лиственных и хвойных. Древесные породы занимают порядка 99% всей площади. Кроме этого здесь располагаются свободные территории, не покрытые древесной и кустарниковой растительностью, но предусматривается их насаждение и разбивка лесного массива. Или – растения погибли в результате пожара и иных стихийных бедствий, но предусматривается восстановление территории путём спасения оставшихся объектов и насаждения новых.

Их перечень следующий:

  • вырубки;
  • гари;
  • естественные и искусственные редины;
  • прогалины.

Нелесные территории

К ним относятся территории, на которых не произрастают непосредственно деревья и кустарники. В них входит расположение иных природных объектов, не входящих в лесной массив, но перемежающих его или находящихся на территории произрастания леса:

  • луга, опушки, болотистая местность;
  • пересекающие лесное пространство реки;
  • озёра и иные водные источники;
  • каменистые россыпи и дороги.

Они входят в установленную категорию, относясь к соответствующему кадастровому кварталу, откуда не могут быть произвольно изъяты. А также с учётом того, что без них лес как экосистема существовать не может, так как он состоит из сомкнувшихся и не сомкнувшихся площадей лесных культур.

Классификация

Такие земли подразделяются по классам особенностей лесных массивов, которые на них произрастают, а также – по целевому использованию лесов:

  1. Эксплуатационные и резервные леса, которые не входят в иные категории. Определяются как «ценные леса».
  2. Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях и могут смежаться с особо охраняемыми землями, изменяя свою категорию.
  3. Леса, расположенные в водоохранных зонах.
  4. Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, в том числе – особо защитные участки.

Какие выделяют зоны по видам и результатам мониторинга?

Мониторинг указанных земель является комплексным процессом, направленным на улучшение природоохранных мероприятий. Состоит из:

  • наблюдений;
  • анализа и оценки;
  • прогнозов развития зоны мониторинга.

Выбор зон для мониторинга производится по следующим показателям:

  1. изучение опасности образования лесных пожаров;
  2. изучение и оценка лесных ресурсов;
  3. изучение и оценка земель, входящих в лесной фонд;
  4. изучение малоосвоенных массивов;
  5. анализ полученной информации для международных программ и соглашений.

На основе анализа выделяются:

  • зоны риска;
  • зоны повышенной эффективности;
  • зоны, требующие последующего изучения;
  • зоны эксплуатации;
  • резервные зоны.

Зоны риска выделяются на основании повышенной пожароопасности и могут подразделяться по классам риска. Зоны эффективности смежаются с определением зон эксплуатации и резервных зон. Для эксплуатации считаются пригодными угодья, где в текущий момент допускается вырубка и иные виды пользования, не снижающие качеств лесного массива. В резервных зонах вырубка не допускается в течение ближайших двадцати лет.

Для дифференциации зон эффективности предусмотрено применение классификации эффективности использования. Малоосвоенные массивы распределяются по приоритету освоения тех или иных участков. Основываясь на совокупности целей мониторинга, приходится использовать принцип зонирования достаточно условно, в комплексе с другими принципами и подходами.

Особое внимание уделяется изучению экологического состояния лесов и прилегающих к ним территорий:

  • взаимовлияние соседствующих экосистем друг на друга;
  • необходимость вмешательства в происходящие природные процессы;
  • эффективность использования экосистем.

На основании данных, полученных в результате мониторинга, осуществляется управление ресурсом. Выбираются массивы для вырубки, или восстановления, для перевода в другие категории.

Распределение территории по категориям

Кроме того, что массивы, покрытые лесом, входят в категорию лесного фонда, они могут относиться к иным категориям и служить соответствующему целевому назначению. В том числе:

  1. Защитные лесополосы вдоль железных дорог, которые относятся к землям транспорта и входят в категорию земель промышленности и специального назначения.
  2. Лесные массивы, прилегающие к зонам населённых пунктов, или входящие в них, относятся к категории земель поселений.
  3. Лесопосадки, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, которые входят в данную категорию.
  4. Защитные лесополосы приграничных районов, входящие в зону обороны и безопасности.
  5. Территории, переданные под организацию отдыха или под заповедники и иные мероприятия, которые вошли в категорию особо охраняемых зон рекреационного и природоохранного назначения.
  6. Запретные полосы по берегам некоторых водоёмов, относящиеся к водному фонду.

Лесные участки в составе земель иных категорий могут находиться в любой форме собственности в соответствии со ст. 15-19 ЗК РФ, если данное обстоятельство соответствует нормам законодательства. О том, как оформить земли лесного фонда в собственность, мы писали тут.

Прецеденты для изменения категории могут быть нижеследующими:

  • передача военному ведомству для оборонных нужд;
  • расширение границ населённого пункта;
  • передача муниципальному образованию для публичных нужд.

Распределением лесных зон по категориям занимается Рослесхоз, под отчёт перед Правительственными комиссиями. Для такой процедуры необходимо обоснование причин изменения категории, с опорой на заключение государственных, экологических и независимых экспертов и комиссий.

Земли лесного фонда могут относиться к соответствующей категории и входить в состав государственных земель. А могут распределяться по другим категориям, выполняя дополнительные функции, связанные с целевым назначением земель, в которые они были выделены. Для эффективного использования этого ресурса предусмотрен мониторинг.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понятие лесного участка

Понятие лесного участка определяется в ст. 7 ЛК РФ, в соответствии с которой лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями лесного и земельного законодательства. Таким образом, в качестве одного из признаков лесного участка ЛК РФ указывает нахождение его в составе лесничеств и лесопарков; тем самым, лесное законодательство связывает понятие лесного участка с понятием лесничества и лесопарка. Данное обстоятельство обусловливает специфику лесного участка по сравнению с земельным участком. Следовательно, можно сделать вывод, что лесные участки признаются в качестве таковых только на перечисленных категориях земель.

Полноценная охрана лесов осуществляется лишь в отношении лесов, произрастающих на лесных участках только на четырех категориях земель.

В науке существует мнение, что понятие «лесной участок» полностью тождественно понятию «земельный участок». Земельный участок представляют собой индивидуализированную часть земли как объекта природы, т.е. конкретный земельный участок [1] [2] .

Можно отметить, что данные понятия тождественны не в полной мере, поскольку лесной участок обладает характерными особенностями.

Формально лесной участок можно рассматривать как земельный участок. Однако здесь необходимо обратить внимание на специфику лесного участка. Земельный участок делает лесным определенная совокупность древесно-кустарниковой растительности, произрастающая на нем. Лесной участок обладает особыми свойствами в полной мере благодаря специальным свойствам древесно-кустарниковой растительности. Именно наличие лесов позволило выделить лесные участки в составе земель лесного фонда. Иными словами, понятие лесного участка неразрывно связано с природными свойствами лесов. Поэтому необходимо признать наличие особенностей у лесного участка по сравнению с земельным участком.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земельный участок как объект земельных отношений — это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Иное определение земельного участка содержалось в ст. 1 в утратившем силу Федеральном законе от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»: часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. В соответствии с ним в состав земельного участка входят произрастающие на нем леса, поскольку они находятся над поверхностью земельного участка.

Читать еще:  Коэффициент трудового участия что это такое

Для того чтобы земельный участок мог выступать полноценным объектом правоотношений, законодательство устанавливает ряд существенных требований. Земельный участок должен быть индивидуально определен (индивидуализирован). В результате индивидуализации каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Индивидуализация необходима для отграничения конкретного земельного участка от других земельных участков. Земельный участок характеризуют следующие основные сведения: кадастровый помер; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками. При этом земельный участок индивидуализируется с помощью таких его характеристик, как местоположение, площадь и его границы.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регистрации прав на недвижимое имущество и идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивает ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», орган кадастрового учета. Местоположением участка является его фактический адрес.

Как уже отмечалось, лесной участок обладает особенностями по сравнению с земельным участком. Несмотря на произошедшие изменения в законодательстве, фактически по-прежнему законодатель понятие лесного участка связывает с проведением лесоустройства, которое проводится лишь па вышеуказанных четырех категориях земель, па которых и могут формироваться лесные участки.

Лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, лесов, таксация лесов и проектирование мероприятий но охране, защите, воспроизводству лесов

(ч. 1 ст. 68 ЛК РФ). В данном случае местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (ч. 3 ст. 68 ЛК РФ).

При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации. В ней указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков (ч. 2 ст. 70.1 ЛК РФ). При проектировании обычных земельных участков в состав документации не входит информация о качественных и количественных показателей лесов. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Специфика определения лесных участков по сравнению с земельными участками признана Верховным Судом РФ. Он установил, что «правовая природа этих участков не тождественна. Лесные участки являются самостоятельными природными объектами, имеющими специальный правовой режим, определяемый лесным законодательством, ввиду жизненно важной многофункциональной роли лесов и их значимости для общества в целом». Кроме того, лесное законодательство базируется на других основных принципах, чем земельное законодательство (ст. 1 ЗК РФ, ст. 1 ЛК РФ) [3] .

Лесной участок: понятие и специфика определения

Содержание:

Понятие лесных участков

Понятие лесного участка определяет статья 7 Лесного Кодекса РФ (ЛК РФ). Она гласит, что лесным участком может являться земельный участок, границы которого определяется в соответствии со ст. 67, 69, 92 ЛК РФ.

Законодательство относит термин лесной участок к проведению на нем лесоустройства по статье 67 ЛК РФ, что характеризует специфику лесных участков в сравнении с земельными участками. Статья 67 также содержит общую основу проведения лесоустройства, определяя, что лесоустройство может осуществляться на землях лесного фонда, включая земли безопасности и обороны, особо охраняемой природной территорий, населенного пункта с условием, что там располагается лес. По этой причине лесной участок признается таковым лишь на рассмотренных категориях земель.

Наука содержит позицию, что категория «лесной участок» в полной мере отождествляет понятие «земельный участок». Тем не менее, земельные участки — это индивидуализированная часть земли в качестве природного объекта, то есть конкретные земельные участки. Эти понятия не в полной мере тождественны, так как для лесного участка характерны свои особенности.

Особенности лесных участков

Формально лесной участок — это участок земли, но здесь важна специфика лесного участка. Земельный участок становится лесным участком по причине наличия определенной совокупности древесной и кустарниковой растительности, которая на нем растет. Лесные участки обладают особенными свойствами только благодаря специальным особенностям древесной и кустарниковой растительности. Именно наличие леса позволяет выделять лесные участки в составе земли лесного фонда.

Можно сказать, что категория «лесной участок» напрямую связана с природными свойствами леса. По этой причине важно признание существования особенностей у лесных участков в сравнении с земельными участками.

Часть 2 статья 7 ЗК РФ обозначает земельный участок в качестве объекта земельных отношений. Он состоит из части поверхности земли (включая слой почвы), границы которой в установленном порядке описаны и удостоверены. Другое определение понятия «земельный участок» содержала статья 1 утратившего силу ФЗ № 28 «О государственном земельном кадастре». Она включала в его состав поверхность земли (поверхностный слой почвы), границы которой прошли описание и удостоверение в установленном порядке с помощью уполномоченного государственного органа. Также в его состав включалось все то, что находится под и над поверхностью земли, если другое не предусматривали федеральные законы о недрах, законы об использовании воздушного пространства и прочие ФЗ.

По этому определению в состав земельных участков входили и растущие на нем леса, так как они произрастают над их поверхностью.

Для того чтобы земельные участки могли выступать в качестве полноценных объектов отношений в области права, законодательством был установлен ряд существенных требований. Так, участки земли должны быть индивидуально определены (индивидуализированы), в результате чего каждый из них получает соответствующие характеристики, позволяющие однозначно выделять определенный участок из числа других, проводя его качественную и экономическую оценку.

Индивидуализация используется и для того, чтобы отграничить конкретный земельный участок от других.

Для информации по земельным участкам характерны следующие данные:

  • кадастровый номер;
  • адрес или местоположение;
  • занимаемая площадь;
  • категория земли и разрешение на использование земельных участков;
  • описание границ участка, его отдельных частей;
  • зарегистрированные в устанавливаемом порядке вещные права и ограничения (обременение);
  • экономическая составляющая, включая сумму платы за землю;
  • качественная составляющая, включая плодородие и состояние земель для отдельных категорий;
  • наличие объектов недвижимости, которые прочно связаны с участком земли.

Индивидуализация земельных участков происходит за счет его характеристик, представленных местоположением, площадью и границами.

Статья 12 ФЗ 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» земельный участок идентифицируется в Едином государственном реестре прав в соответствии со своим кадастровым номером. Он присваивается по Фз 221 «О государственном кадастре недвижимости», органами кадастрового учета. Фактический адрес участка — это его местоположение.

Отличие земельного и лесного участка

Для лесного участка, в сравнении с земельным, характерны особенности. Законодательно категория лесного участка связана с проведением лесоустройства, которое не проводят на тех участках земли, где не растет лес.

Лесоустройство заключается в проектировании лесничества и лесопарков, участков леса, закреплении на местности местоположений леснических границ и др. (пункт 1, 3, 4 часть 1 статья 68 ЛК РФ). В этой ситуации местоположение границ закрепляется на местности посредством лесоустроительного, лесохозяйственного знака и (или) указывается на карте леса (часть 3 статья 68 ЛК РФ).

Еще одно отличие лесных участков от земельных состоит в том, что на первых ведется работа по их проектированию, в результате чего подготавливается проектная документация о границе, площади, местоположении и прочих количественных и качественных характеристиках лесного участка. В процессе проектирования обычного земельного участка в состав документации не включают сведения о качественных и количественных показателях леса. Показатели местоположения, площади и границ лесных участков могут быть определены в соответствии с границами и площадью лесного квартала и (или) лесотаксационного выдела.

Специфика определения лесного участка в сравнении с земельным участком признается Верховным Судом РФ, который устанавливает, что их «правовую природу нельзя считать тождественной.

Читать еще:  Как приватизировать дачный участок

Лесной участок является самостоятельным природным объектом, который обладает специальным правовым режимом, определенным лесным законодательством, по причине жизненно важного многофункционального значения лесов и их роли для общества в целом». Помимо этого, законодательство о лесе основано на других базовых принципах, в отличие от земельного законодательства (статья 1 ЗК РФ, статья 1 ЛК РФ).

Лесной кодекс (ЛК РФ)

Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ

С изменениями и дополнениями от:

13 мая, 22, 23 июля, 25 декабря 2008 г., 14 марта, 17, 24 июля, 27 декабря 2009 г., 22 июля, 29 декабря 2010 г., 14 июня, 1, 11, 18 июля, 21 ноября, 6 декабря 2011 г., 25 июня, 28 июля 2012 г., 21, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 23, 28 июня, 21 июля 2014 г., 29 июня, 13 июля, 30 декабря 2015 г., 1 мая, 23 июня, 3 июля 2016 г., 1 июля, 29 декабря 2017 г., 18 апреля, 4 июня, 19 июля, 3 августа, 18, 27 декабря 2018 г., 24 апреля 2020 г.

Принят Государственной Думой 8 ноября 2006 года

Одобрен Советом Федерации 24 ноября 2006 года

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ настоящий Кодекс вступает в силу с 1 января 2007 г. и применяется к отношениям, возникшим после дня введения в действие названного Федерального закона

См. комментарии к ЛК РФ

Президент Российской Федерации

4 декабря 2006 г.

Закреплены правовые основы лесных отношений.

Установлено, что лесное законодательство состоит из кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК РФ (если иное не установлено кодексом или другими федеральными законами).

Определены основные принципы лесного законодательства. В частности, использование лесов должно быть многоцелевым, рациональным, непрерывным и неистощительным. Должны обеспечиваться охрана, защита, воспроизводство. Использование лесов органами госвласти и местного самоуправления недопустимо.

Леса располагаются на землях лесного фонда и иных категорий. В первом случае лесные участки находятся в федеральной собственности. Леса при этом подразделяются по целевому назначению на защитные, эксплуатационные и резервные. Во втором формы собственности определяются в соответствии с земельным законодательством. Такие леса могут быть отнесены к защитным.

Кроме права собственности на лесные участки, предусмотрены аренда, постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование. Также может устанавливаться режим ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут). Постоянное (бессрочное) пользование возможно только для юрлиц. Определены основания возникновения, изменения, ограничения и прекращения указанных прав.

Закреплены виды использования лесов. В частности, это заготовка древесины, недревесных и пищевых лесных ресурсов, ведение сельского хозяйства, строительство линейных и искусственных водных объектов, рекреационная деятельность.

Установлены полномочия органов власти всех уровней в области лесных отношений, порядок осуществления государственного лесного контроля и надзора и др.

Кодекс вступает в силу с 1 января 2007 г.

Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ

Настоящий Кодекс вводится в действие с 1 января 2007 г.

Текст Кодекса опубликован в “Российской газете” от 8 декабря 2006 г. N 277, в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. N 50 ст. 5278, в “Парламентской газете” от 14 декабря 2006 г. N 209

Постановлением Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2020 г. N 19-П статья 98.1 признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования предусмотренное этой нормой включение информации об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, с которыми договор аренды лесного участка расторгнут по основанию, установленному пунктом 3 части первой статьи 619 ГК РФ, в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений влечет бессрочное ограничение прав указанных субъектов в сфере хозяйственного лесопользования, в том числе права заключать договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 июня 2015 г. N 12-П часть 2 статьи 99 настоящего Кодекса признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой – в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей ее неоднозначное истолкование и, следовательно, произвольное применение, – при установлении на ее основании размера возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в частности при разрешении вопроса о возможности учета фактических затрат, понесенных причинителем вреда в процессе устранения им загрязнения лесов, образовавшегося в результате разлива нефти и нефтепродуктов, данные положения не обеспечивают надлежащий баланс между законными интересами лица, добросовестно реализующего соответствующие меры, и публичным интересом, состоящим в максимальной компенсации вреда, причиненного лесам

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 538-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2019 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. N 471-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 471-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2016 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 июля 2016 г., за исключением пунктов 1 – 5, 8 – 21, 24, 25 статьи 1 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 марта 2017 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 мая 2016 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 455-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 июля 2015 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 июля 2014 г., за исключением положений, для которых статьей 2 установлен иной срок вступления их в силу

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 180-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 июля 2014 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 марта 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 415-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2014 г., за исключением положений, для которых статьей 3 установлены иные сроки вступления их в силу

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2013 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2012 г.

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 июня 2012 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 января 2012 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2011 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 137-ФЗ

Читать еще:  Как зарегистрировать строение на участке

Изменения вступают в силу с 28 июня 2011 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2010 г.

Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2010 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2010 г.

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 августа 2009 г.

Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу с 16 марта 2009 г., за исключением изменений в пункты 36 и 37 статьи 81, пункт 6 части 1 статьи 83, статьи 96 и 97 настоящего Кодекса, вступающих в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2008 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 августа 2008 г.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 июля 2008 г.

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ

Лесные участки

Что такое лесной участок установлено в одноименной Статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) от 04.12.2006 № 200-ФЗ. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями: 67 («Общие положения о проведении лесоустройства»), 69 («Проектирование лесных участков») и 92 («Государственный кадастровый учет лесных участков») ЛК РФ.

Лесной участок ─ это не только участок лесного фонда. Лесоустройство проводится как на его землях, так и на землях обороны и безопасности, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий.

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации (ЗК РФ) к землям лесного фонда наряду с лесными относятся нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства. К лесным принадлежат земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, ─ вырубки, гари, редины, прогалины и др. К числу нелесных земель ─ просеки, дороги, болота и др.

Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. По целевому назначению леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяют на защитные, эксплуатационные и резервные. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

Лесной участок можно рассматривать как земельный участок, на котором проводится лесоустройство. На земельных участках, где леса не произрастают, лесоустройство не проводится. По отношению к лесным участкам предусмотрена деятельность по их проектированию, в процессе которой выполняется проект лесного участка, содержащий информацию о границах, площади, местоположении и иных качественных и количественных параметрах.

Лесные участки ─ это самостоятельные природные объекты, имеющие специальный правовой режим, определяемый лесным законодательством. Кроме того, порядок использования и охраны земель лесного фонда регулирует земельное законодательство.

Правовой режим земельных участков из состава земель лесного фонда и лесных участков из состава иных категорий земель не является тождественным, поскольку, например, по-разному происходит их налогообложение земельным налогом.

Что такое лес

Следует отметить, что, несмотря на свою кажущуюся очевидность, понятие «лес» не является таким однозначным. Наряду с его научным толкованием необходимо четко сформулировать юридическое. А даже научное толкование служит поводом для дискуссий. Если рассматривать лес как совокупность лесной растительности, возникает вопрос количественных параметров, позволяющих определить, когда эта совокупность может называться лесом, а когда до этого названия «не дотягивает». Разграничить лесную и нелесную растительность, например, участок с лесными деревьями и участок с «не лесными» кустарниками или редко стоящими деревьями, кроны которых не смыкаются, ─ не так-то просто.

В лесном законодательстве понятие леса определено как через экологическую систему, так и природный ресурс. Некоторые специалисты считают, что разделение понятия «лес» на две части ─ землю и древесную растительность приводит к тому, что лесные отношения подменяются земельными. С другой стороны, если лес отделить от земли, на которой он растет, лес перестанет быть лесом, превратившись в древесину.

Лесные участки в зеркале статистики

Как известно, в соответствии с ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий. Это:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) земли лесного фонда занимают 1 121 928 га (65,6% всех земельных ресурсов). Т. е. существенно больше, чем земли всех остальных категорий вместе взятые. А их доля в составе земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, еще выше ─ 71,1%.

Помимо этого, в составе земель населенных пунктов 13,7% приходится на покрытые лесом земельные участки ─ лесные площади (10,4%) и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд (3,3%). В составе земель особо охраняемых территорий и объектов лесные площади и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд, занимают свыше 40%.

Земли, покрытые лесом, составляют значительную часть (почти 1/6) земель сельскохозяйственного назначения.

Что касается земель лесного фонда, то их распределение по угодьям выглядит следующим образом:

  • лесные площади ─ 72,6%;
  • лесные насаждения, не входящие в лесной фонд ─ 0,01%;
  • участки, находящиеся под водой ─ 1,7%;
  • земли застройки ─ 0,01%;
  • участки под дорогами ─ 0,1%;
  • болота ─ 9,9%;
  • нарушенные земли ─ 0,02%;
  • прочие земли ─ 15,3%;
  • сельскохозяйственные угодья ─ 0,4%;
  • участки в стадии мелиоративного строительства ─ 0,00004%.

Пользование лесными участками

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

К числу видов использования лесов относятся: заготовка древесины; заготовка и сбор не древесных лесных ресурсов (пищевых, лекарственных); ведение охотничьего и сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений; рекреационная деятельность. На лесных участках могут выполняться работы по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, строительству и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений (морских и речных портов, морских терминалов, речных причалов); строительству, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.

Очевидно, что всякий, использующий лесные участки, будь то произрастающая на них растительность или земля, должен обладать правом пользования лесными участками.

Права на лесные участки

Право пользования участками лесного фонда может быть различным. Согласно Статье 8 «Право собственности на лесные участки» ЛК РФ, право собственности на лесные участки в составе земель лесного фонда принадлежит государству. Федеральная собственность на леса призвана служить гарантией выполнения государством своей обязанности по соблюдению и защите прав граждан РФ на благоприятную окружающую среду.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ЗК РФ).

Постоянно поднимается вопрос установления частной собственности на леса. Этот вопрос актуален не только для тех, кто построил дом на лесном участке, он имеет значительный общественный резонанс. Обсуждая его, нельзя не принимать во внимание естественные природно-экономические свойства леса как природного объекта. Прежде всего, очень длительные сроки лесовосстановления. Капитал, затраченный на приобретение лесов и ведение в них хозяйства, принесет прибыль лишь спустя многие десятилетия, поэтому для собственника, заинтересованного в получении прибыли, выгодной будет исключительно рубка леса, а не лесное хозяйство.

Статья 9 ЛК РФ предусматривает постоянное (бессрочное) пользование лесным участком, аренду лесного участка, безвозмездное срочное пользование лесным участком, а также ограниченное пользование чужим лесным участком (сервитут).

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникают и прекращаются, если иное не предусмотрено ЛК РФ, по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством.

Самовольное занятие лесного участка преследуется по закону. В соответствии со Статьей 7.9. «Самовольное занятие лесных участков» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наказание. На граждан накладывается административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей. На должностных лиц ─ от одной тысячи до двух тысяч рублей. На юридических лиц ─ от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Ссылка на основную публикацию