GammaLKM.spb.ru

Гамма Индустриальные Краски

e42e0c0b

Каким законом устанавливается количество судебных участков

Статья 4. Судебные участки. 1. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

2. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.
3. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.
4. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.
5. Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.
Комментарий к статье 4
1. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Это означает, что на мировых судей, как и на федеральных судей, в полной мере распространяется положение ч. 1 ст. 47 Конституции РФ о том, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
2. Приведенное в ч. 1 ст. 4 Закона правило устанавливает, что на каждом отдельном судебном участке может действовать только один мировой судья.
3. Законодатель с 1999 г. пытается на определенных отрезках времени упорядочить общее число мировых судей в стране и количество судебных участков в субъектах РФ. Так, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1999 г. N 218-ФЗ “Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации” (в ред. Федеральных законов от 12 февраля 2001 г. N 6-ФЗ; от 9 июля 2002 г. N 80-ФЗ; от 27 мая 2003 г. N 60-ФЗ) определено число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков в следующих субъектах Российской Федерации:
Республика Адыгея (Адыгея) – 20; Республика Алтай – 9; Республика Башкортостан – 183; Республика Бурятия – 46; Республика Дагестан – 93; Республика Ингушетия – 14; Кабардино-Балкарская Республика – 35; Республика Калмыкия – 19; Карачаево-Черкесская Республика – 19; Республика Карелия – 34; Республика Коми – 52; Республика Марий Эл – 34; Республика Мордовия – 42; Республика Саха (Якутия) – 51; Республика Северная Осетия – Алания – 29; Республика Татарстан (Татарстан) – 168; Республика Тыва – 14; Удмуртская Республика – 73; Республика Хакасия – 26; Чувашская Республика – Чаваш республики – 60; Алтайский край – 119; Краснодарский край – 226; Красноярский край – 143; Приморский край – 98; Ставропольский край – 119; Хабаровский край – 69; Амурская область – 45; Архангельская область – 64; Астраханская область – 46; Белгородская область – 66; Брянская область – 65; Владимирская область – 72; Волгоградская область – 120; Вологодская область – 60; Воронежская область – 110; Ивановская область – 55; Иркутская область – 117; Калининградская область – 42; Калужская область – 48; Камчатская область – 28; Кемеровская область – 133; Кировская область – 72; Костромская область – 35; Курганская область – 49; Курская область – 59; Ленинградская область – 75; Липецкая область – 55; Магаданская область – 11; Московская область – 292; Мурманская область – 45; Нижегородская область – 164; Новгородская область – 33; Новосибирская область – 122; Омская область – 97; Оренбургская область – 99; Орловская область – 40; Пензенская область – 69; Пермская область – 126; Псковская область – 39; Ростовская область – 196; Рязанская область – 58; Самарская область – 147; Саратовская область – 121; Сахалинская область – 27; Свердловская область – 207; Смоленская область – 51; Тамбовская область – 57; Тверская область – 73; Томская область – 48; Тульская область – 79; Тюменская область – 60; Ульяновская область – 66; Челябинская область – 164; Читинская область – 53; Ярославская область – 63; город федерального значения Москва – 384; город федерального значения Санкт-Петербург – 211; Еврейская автономная область – 12; Агинский Бурятский автономный округ – 4; Коми-Пермяцкий автономный округ – 9; Корякский автономный округ – 4; Ненецкий автономный округ – 3; Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ – 5; Усть-Ордынский Бурятский автономный округ – 6; Ханты-Мансийский автономный округ – 60; Чукотский автономный округ – 4; Эвенкийский автономный округ – 2; Ямало-Ненецкий автономный округ – 22.
4. “Передача дела от одного мирового судьи в производство мирового судьи другого судебного участка возможна лишь в случаях, исключающих рассмотрение дела первым мировым судьей (например, по причине его отвода). Возможные основания указанной передачи дел должны быть четко определены в процессуальном законодательстве. В нем же следует установить и порядок передачи дел из производства одного мирового судьи другому. К сожалению, в действующем законодательстве этот важный вопрос не разрешен.
В некоторых субъектах Российской Федерации при принятии законов о мировых судьях этих субъектов пошли по пути возложения обязанности по передаче дел от одного мирового судьи другому на председателей районных судов. Между тем полномочия судей федеральных судов, к каковым относятся и председатели районных судов, могут быть установлены только федеральным законом. Следовательно, возлагая указанную выше обязанность на этих должностных лиц районных судов, соответствующие субъекты Российской Федерации вышли за пределы их ведения.
По нашему мнению, поскольку передача дела от одного судьи в производство другого есть не что иное, как определение подсудности, данный вопрос должен быть разрешен в процессуальном законодательстве” .
——————————–
См.: Демидов В.В., Жуйков В.М. Указ. соч. С. 22.
4.1. Как и было отмечено выше, 29 декабря 1999 г. был подписан Федеральный закон “Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации”, в котором был решен данный вопрос только в отношении 64 субъектов Российской Федерации, а затем число мировых судей и судебных участков было увеличено.
Что касается остальных субъектов Российской Федерации, то введение в них института мировых судей осуществляется путем соответствующего дополнения этого Федерального закона, что, однако, не исключает принятия отдельного федерального закона по тому же вопросу в отношении конкретного субъекта Российской Федерации.
5. Согласно комментируемому Закону судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.
“Представляется, что данное положение находится в некотором противоречии с правилом, установленным в ч. 1 ст. 1 Закона, в соответствии с которым порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом “О судебной системе Российской Федерации”, иными федеральными конституционными законами и данным Законом. Полагаем, что это противоречие должно быть устранено с оставлением права создавать должности мировых судей за субъектами Российской Федерации.
Принятие субъектом Российской Федерации закона о создании судебных участков и должностей мировых судей возможно только после введения в действие соответствующего федерального закона. В противном случае может оказаться, что установленное законом субъекта Российской Федерации количество судебных участков и должностей мировых судей не будет соответствовать федеральному закону по тому же вопросу.
6. Применительно к созданию судебных участков Закон не устанавливает “твердой” численности населения на одном участке, допуская в то же время, что в каждом из них может быть от 15 до 30 тысяч человек. Такая неопределенность привела к тому, что расчет числа мировых судей и количества судебных участков в субъектах Российской Федерации фактически производится исходя из предполагаемой численности населения на участке в 22,5 тысячи человек [(15 + 30) : 2], что не всегда оправдано” .
——————————–
См.: Там же. С. 23 и др.
7. Содержащееся в ст. 4 Закона правило о том, что судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда, основано на указании ст. 17 Закона о судебной системе РФ, согласно которому никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
Очевидно, что данное положение комментируемого Закона лишь фиксирует факт невозможности упразднения судебного участка или должности мирового судьи без одновременной передачи дел, отнесенных к компетенции этого мирового судьи, другому судье или суду, однако сам процесс реализации данного положения в законодательстве не прописан.

Статья 4. Судебные участки. 1. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

2. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.
3. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.
4. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.
5. Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.
Комментарий к статье 4
1. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Это означает, что на мировых судей, как и на федеральных судей, в полной мере распространяется положение ч. 1 ст. 47 Конституции РФ о том, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
2. Приведенное в ч. 1 ст. 4 Закона правило устанавливает, что на каждом отдельном судебном участке может действовать только один мировой судья.
3. Законодатель с 1999 г. пытается на определенных отрезках времени упорядочить общее число мировых судей в стране и количество судебных участков в субъектах РФ. Так, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1999 г. N 218-ФЗ “Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации” (в ред. Федеральных законов от 12 февраля 2001 г. N 6-ФЗ; от 9 июля 2002 г. N 80-ФЗ; от 27 мая 2003 г. N 60-ФЗ) определено число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков в следующих субъектах Российской Федерации:
Республика Адыгея (Адыгея) – 20; Республика Алтай – 9; Республика Башкортостан – 183; Республика Бурятия – 46; Республика Дагестан – 93; Республика Ингушетия – 14; Кабардино-Балкарская Республика – 35; Республика Калмыкия – 19; Карачаево-Черкесская Республика – 19; Республика Карелия – 34; Республика Коми – 52; Республика Марий Эл – 34; Республика Мордовия – 42; Республика Саха (Якутия) – 51; Республика Северная Осетия – Алания – 29; Республика Татарстан (Татарстан) – 168; Республика Тыва – 14; Удмуртская Республика – 73; Республика Хакасия – 26; Чувашская Республика – Чаваш республики – 60; Алтайский край – 119; Краснодарский край – 226; Красноярский край – 143; Приморский край – 98; Ставропольский край – 119; Хабаровский край – 69; Амурская область – 45; Архангельская область – 64; Астраханская область – 46; Белгородская область – 66; Брянская область – 65; Владимирская область – 72; Волгоградская область – 120; Вологодская область – 60; Воронежская область – 110; Ивановская область – 55; Иркутская область – 117; Калининградская область – 42; Калужская область – 48; Камчатская область – 28; Кемеровская область – 133; Кировская область – 72; Костромская область – 35; Курганская область – 49; Курская область – 59; Ленинградская область – 75; Липецкая область – 55; Магаданская область – 11; Московская область – 292; Мурманская область – 45; Нижегородская область – 164; Новгородская область – 33; Новосибирская область – 122; Омская область – 97; Оренбургская область – 99; Орловская область – 40; Пензенская область – 69; Пермская область – 126; Псковская область – 39; Ростовская область – 196; Рязанская область – 58; Самарская область – 147; Саратовская область – 121; Сахалинская область – 27; Свердловская область – 207; Смоленская область – 51; Тамбовская область – 57; Тверская область – 73; Томская область – 48; Тульская область – 79; Тюменская область – 60; Ульяновская область – 66; Челябинская область – 164; Читинская область – 53; Ярославская область – 63; город федерального значения Москва – 384; город федерального значения Санкт-Петербург – 211; Еврейская автономная область – 12; Агинский Бурятский автономный округ – 4; Коми-Пермяцкий автономный округ – 9; Корякский автономный округ – 4; Ненецкий автономный округ – 3; Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ – 5; Усть-Ордынский Бурятский автономный округ – 6; Ханты-Мансийский автономный округ – 60; Чукотский автономный округ – 4; Эвенкийский автономный округ – 2; Ямало-Ненецкий автономный округ – 22.
4. “Передача дела от одного мирового судьи в производство мирового судьи другого судебного участка возможна лишь в случаях, исключающих рассмотрение дела первым мировым судьей (например, по причине его отвода). Возможные основания указанной передачи дел должны быть четко определены в процессуальном законодательстве. В нем же следует установить и порядок передачи дел из производства одного мирового судьи другому. К сожалению, в действующем законодательстве этот важный вопрос не разрешен.
В некоторых субъектах Российской Федерации при принятии законов о мировых судьях этих субъектов пошли по пути возложения обязанности по передаче дел от одного мирового судьи другому на председателей районных судов. Между тем полномочия судей федеральных судов, к каковым относятся и председатели районных судов, могут быть установлены только федеральным законом. Следовательно, возлагая указанную выше обязанность на этих должностных лиц районных судов, соответствующие субъекты Российской Федерации вышли за пределы их ведения.
По нашему мнению, поскольку передача дела от одного судьи в производство другого есть не что иное, как определение подсудности, данный вопрос должен быть разрешен в процессуальном законодательстве” .
——————————–
См.: Демидов В.В., Жуйков В.М. Указ. соч. С. 22.
4.1. Как и было отмечено выше, 29 декабря 1999 г. был подписан Федеральный закон “Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации”, в котором был решен данный вопрос только в отношении 64 субъектов Российской Федерации, а затем число мировых судей и судебных участков было увеличено.
Что касается остальных субъектов Российской Федерации, то введение в них института мировых судей осуществляется путем соответствующего дополнения этого Федерального закона, что, однако, не исключает принятия отдельного федерального закона по тому же вопросу в отношении конкретного субъекта Российской Федерации.
5. Согласно комментируемому Закону судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.
“Представляется, что данное положение находится в некотором противоречии с правилом, установленным в ч. 1 ст. 1 Закона, в соответствии с которым порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом “О судебной системе Российской Федерации”, иными федеральными конституционными законами и данным Законом. Полагаем, что это противоречие должно быть устранено с оставлением права создавать должности мировых судей за субъектами Российской Федерации.
Принятие субъектом Российской Федерации закона о создании судебных участков и должностей мировых судей возможно только после введения в действие соответствующего федерального закона. В противном случае может оказаться, что установленное законом субъекта Российской Федерации количество судебных участков и должностей мировых судей не будет соответствовать федеральному закону по тому же вопросу.
6. Применительно к созданию судебных участков Закон не устанавливает “твердой” численности населения на одном участке, допуская в то же время, что в каждом из них может быть от 15 до 30 тысяч человек. Такая неопределенность привела к тому, что расчет числа мировых судей и количества судебных участков в субъектах Российской Федерации фактически производится исходя из предполагаемой численности населения на участке в 22,5 тысячи человек [(15 + 30) : 2], что не всегда оправдано” .
——————————–
См.: Там же. С. 23 и др.
7. Содержащееся в ст. 4 Закона правило о том, что судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда, основано на указании ст. 17 Закона о судебной системе РФ, согласно которому никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
Очевидно, что данное положение комментируемого Закона лишь фиксирует факт невозможности упразднения судебного участка или должности мирового судьи без одновременной передачи дел, отнесенных к компетенции этого мирового судьи, другому судье или суду, однако сам процесс реализации данного положения в законодательстве не прописан.

Читать еще:  Покупка участка в СНТ что нужно знать

Судебный участок. Судебный участок мирового судьи

Законы Российской Федерации предусматривают такое понятие, как подсудность, для судов всех инстанций, в том числе и для мировых судей. Она предполагает несколько важных аспектов. В их перечень входят и судебные участки. Именно они указывают, в какой именно район необходимо обратиться при подаче искового заявления.

Особенности судейской компетенции

В юрисдикции мировых судов находятся все гражданские дела, классифицирующиеся как простые. Действующее законодательство определяет судебные участки для г. Москвы и иных регионов страны. Это просто необходимо. Иными словами, судебные участки для мировых судей расписаны по всей территории РФ.

Их полномочия предполагают возможность рассмотрения всех без исключения гражданских исков, которые классифицируются как подведомственные им. Даже если, к примеру, судья, обслуживающий Ленинский судебный участок, в силу тех или иных причин отсутствует, то его может заменить только юридическое лицо, представляющее один из соседних участков.

Понятие

Под судебным участком понимается некая определенная территория, которая может как совпадать с границами района, так и составлять лишь ее часть, в рамках которой осуществляется деятельность одного мирового судьи.

Действующее законодательство коротко описывает такой участок как некий район работы мирового законотворца. Общая численность указанных участков для каждого из существующих субъектов Российской Федерации определяется на законодательном уровне по инициативе того же субъекта федерации. Документ в обязательном порядке согласовывается с Верховным судом страны.

Также допустимо, чтобы инициатива о выделении судебного участка мирового судьи и об определении их общей численности в том или ином регионе исходила от Верховного суда, а уже после этого утверждалась на местах.

Особенности создания участков

Для упразднения или, наоборот, создания конкретного участка издается отдельный закон РФ. Действующее законодательство указывает, что численность населения на территории каждого из них ограничивается строго определенными значениями. Она не может быть менее 15 тысяч человек, как и более 30 тысяч человек.

Отдельно оговаривается, что если на территории некого административного образования проживает менее чем 15 тысяч граждан (минимально возможная численность людей для мирового судьи судебного участка района), то для него создается единственный участок, на который назначается свой мировой судья.

Порядок разграничения участков

Действующий российский закон, в котором оговариваются все нюансы деятельности аппарата мировых судей, предписывает, что работа каждого из них ведется строго на конкретном участке.

Численность лиц, занимающих этот пост на территории страны и в конкретном ее субъекте, как и численность обслуживаемых ими участков, устанавливается соответствующими нормативными актами. Как уже отмечалось выше, действия по изменению количества таких районов в обязательном порядке должны согласовываться с верховным судом страны.

Зато конкретные границы для каждого из участков может установить только законодательная власть конкретного региона.

Особенности разграничения участков

Реальное территориальное разделение участков осуществляется исходя из текущей нагрузки на районные суды, кадрового обеспечения и материальных возможностей в плане материального обустройства. Учитывается наличие помещений, возможности для оплаты труда сотрудников аппарата, обеспечение дополнительных расходов и прочее.

Важно обратить внимание на тот факт, что в границах каждого такого района должно проживать определенное количество человек. Например, судебные участки Ленинского района Московской области в полной мере отражают это правило. Вот список участков, относящихся к этому региону:

  1. Участок мирового судьи № 8. Он находится по адресу: 142703, Московская область, г. Видное, ул. Школьная, д. 80.
  2. Участок мирового судьи № 9. Он находится по адресу: 142703, Московская область, г. Видное, ул. Школьная, д. 80.
  3. Участок мирового судьи № 10. Он находится по адресу: 142717, Московская область, Ленинский район, пос. Развилка, д. 31, кор. 2 (пристройка к жилому дому).
  4. Участок мирового судьи № 11. Он находится по адресу: 142703, Московская область, Ленинский район, г. Видное, ул. Лемешко, д. 15.

Все вышеназванные участки относятся к Видновскому суду.

Категорически недопустимо упразднение должности, как и устранение участка мировых судей, до того момента, пока все дела, которые находятся в его компетенции, не будут переданы другому судье либо даже в другой территориальный участок.

Территориальная подсудность

Все гражданские дела рассматриваются строго с учетом установленной территориальной подсудности. То есть на Ленинский судебный участок можно обратиться только людям, проживающим на отписанной ему территории. По сути, порядок определения подсудности схож с основными правилами, актуальными для иных составляющих современной судебной системы России.

Чтобы каждый человек смог без труда определиться с подсудностью иска, который он собирается подавать, создан специальный портал под названием «ГАС Правосудие». Именно там можно получить ссылку на сайт мирового судьи, в соответствии с актуальными нормами территориальной подсудности уголовного либо административного дела.

Особенности практического определения участка

Для того чтобы написанное заявление получило реальный ход, важно не только его верно оформить, но и подать в нужный участок мирового судьи. Именно там осуществляется регистрация поданного иска.

Первоначально для определения актуальной зоны ответственности стоит обратиться к действующему Гражданскому кодексу РФ. Это статьи 23-28. Именно там указаны зоны ответственности. Так, мировой судья может принять к рассмотрению только определенные дела: расторжение брака, порядок пользования имуществом, оформление судебных приказов, материальные споры и прочее. Районные суды занимаются основной массой исков, так как именно они классифицируются как суды первой инстанции.

Читать еще:  Как переоформить участок на другого человека

Заявление всегда подается исходя из места жительства ответчика. При разбирательствах, участником которых выступает некая организация, ориентируются на ее местоположение.

В случаях, когда истец не имеет возможности приехать к тому суду, к которому относится место обитания оппонента, и на это имеются серьезные основания, то допускается обращение к судье собственной территориальной зоны. К особым обстоятельствам относится наличие детей (малышей), проблемы со здоровьем и прочее.

Допускается рассмотрение, исходя из места жительства, дел, предусматривающих восстановление прав, защиту прав потребителей, расторжение брака и прочее.

Как узнать свой участок?

Сразу после установления юрисдикции дела, если оно принадлежит мировым судьям, необходимо выяснить участок, к которому оно относится. Судебных участков в Московской области или любом другом регионе страны огромное количество.

Как только становится известным адрес оппонента или расположение некоего спорного имущества, достаточно воспользоваться специально разработанной для этой цели системой «ГАС Правосудие».

Чтобы определить, к примеру, судебный участок в Москве, достаточно выбрать соответствующий раздел, посвященный мировым судьям. Далее имеющиеся данные вводятся в специальную форму. Сначала указывается нужный регион, затем сведения об улице, нажимается кнопка поиска. Если необходимо уточнение, при этом вводится и номер дома, где проживает ответчик по иску.

На странице будет не только указан конкретный участок, но и дана ссылка на него. Именно там можно обнаружить актуальные сведения относительно особенностей подачи заявления, приемных часов по заявлениям. Там же указывается фамилия судьи, адрес его приема и действующий контактный телефон, иные особенности территории.

Территориальная подсудность по КоАП РФ для мировых судей

В первую очередь, исходя из характера и особенностей текущего спора, определяется реальная родовая подсудность для мирового судьи. Далее истец ищет конкретного судью для защиты своих интересов в соответствии с принципом подсудности. Иногда возможно проведение рассмотрения дел исходя из места их совершения.

Если ранее допускалась возможность выбора подсудности, и суд был не вправе самостоятельно ее изменять, то теперь трактовка правил поменялась. Верховный суд страны допускает изменение в отношении подсудности, но только если это требуется для надлежащего его производства. Непременно должны учитываться интересы как основных участников разбирательства, так и публичные.

Какие дела ГПК классифицирует как подсудные мировому суду?

Правила подсудности установлены действующим федеральным законом о мировых судьях в России. Там в полной мере отражена их юрисдикция.

Гражданский кодекс страны определяет следующие типы гражданских споров для разбирательств в мировых судах:

  • приказное производство;
  • основные имущественные споры, предмет которых составляет не более 50 000 рублей, кроме споров относительно интеллектуальной деятельности и наследственных разбирательств;
  • особенности пользования имуществом, в том числе и жилыми помещениями;
  • основные аспекты семейных отношений, в том числе и раздел имущества, если его объем находится в пределах 50 тыс. руб. (в противном случае дело относится к юрисдикции районного суда), расторжение брака, если между супругами есть единое решение по определению места жительства для детей.

Это неполный перечень категорий дел для мирового суда. Многие из них определяются конкретными аспектами — действующими пунктами федеральных законов.

Компетенция мирового суда

Круг полномочий для любого мирового судьи очерчивается федеральным законом. Так, они могут вести уголовные разбирательства, если срок за ту или иную провинность не может составлять более трех лет. Предусматривается и ряд исключений – все они отражены в ст. 31 УПК части 1.

Преимущественно уголовные дела в мировом суде представляют собой:

  • расследование в виде дознания;
  • обвинения частного характера, когда дело может быть возбуждено, только если того желает пострадавший.

Полный перечень дел, которые могут разбираться в стенах мирового суда, можно найти в действующих законодательных актах субъектов федерации, а также ст. 23.1 КоАП России. На практике их юрисдикцию принято классифицировать по остаточному принципу – они работают с теми делами, которые не подходят для районных, военных и арбитражных ведомств. Основная часть обычно касается предпринимательских конфликтов и административных правонарушений различного типа.

Место мирового судьи в единой судебной системе. Порядок создания судебных участков и наделения мировых судей полномочиями, их компетенция

Место мирового судьи в единой судебной системе

В соответствии со ст. 1 ФЗ “О мировых судьях в Российской Федерации” мировые судьи в Российской Федерации (далее – мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”, иными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Порядок создания судебных участков и наделения мировых судей полномочиями, их компетенция

В соответствии со ст. 28 ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом “О мировых судьях в Российской Федерации” и законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 закона «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.
Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей определен ст. 6, 7 закона «О мировых судьях в Российской Федерации».

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи – 70 лет.

Компетенция мирового судьи

В соответствии со ст. 3 закона «О мировых судьях в Российской Федерации» мировой судья рассматривает в первой инстанции:

  1. уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
  2. дела о выдаче судебного приказа;
  3. дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  4. дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  5. иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
  6. дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  7. дела об определении порядка пользования имуществом;
  8. дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

Кроме дел, перечисленных выше, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

К вопросу о судебных участках мировых судей

А.Н. МУЧКИНОВА,

аспирантка Российского университета Дружбы народов

Для определения судебного участка законодательно закреплен лишь один критерий — численность населения. В зависимости от численности населения в каждом субъекте Федерации самостоятельно рассчитывается число судебных участков и определяются их границы. Но из какой именно численности населения следует исходить при определении необходимого количества судебных участков? Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (далее — Закон) судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок. Такими территориальными образованиями, как правило, являются районы, следовательно, на территории административного района образуется один судебный участок, и в этом случае ни о какой независимости их от местной власти речи быть не может.

Трудности возникают также при определении принципа формирования судебного участка. Закон дает право образовывать самостоятельный судебный участок, если население района составляет менее 15 тыс. человек. Однако не ясно, в каких случаях при формировании участка следует исходить из расчета населения до 30 тыс. человек, если при такой численности есть возможность образовать большее число судебных участков при меньшем количестве обслуживаемого населения? Предположим, что в составе субъекта Федерации (области) имеются два района с населением соответственно 12 тыс. и 14 тыс. человек. Учитывая, что мировой судья, согласно Закону, может обслуживать на своем участке до 30 тыс. человек, следует ставить вопрос об образовании одного судебного участка, мировой судья которого будет рассматривать отнесенные к его компетенции дела 26-тысячного населения, проживающего на территории двух административных районов. Но в то же время у субъекта Федерации есть все основания образовать вместо одного судебного участка два, поскольку население каждого района не превышает 15 тыс. человек.

Читать еще:  Кадастровая ошибка наложение земельных участков судебная практика

Таким образом, в соответствии с нормой указанного Закона возникает вопрос о соотношении административно-территориального образования, в частности района, и судебного участка: должен ли судебный участок ограничиваться пределами одного района, или возможно образование одного судебного участка на несколько районов? Если руководствоваться нормой ч. 4 ст. 4 Закона, то следует признать правомерным осуществление мировым судьей правосудия на территории с населением как 30 тыс., так и 10 тыс. человек и менее.

Этот пробел законодательства на практике приводит к различному толкованию субъектами Федерации предоставленного им права законодательной инициативы по определению общего числа мировых судей и количества судебных участков. Исходя их своих интересов они ставят вопрос об образовании дополнительных судебных участков на территориях с небольшим количеством населения, что может разгрузить районные суды и в то же время обеспечить незначительную нагрузку мировых судей. Несовершенство Закона, отмеченное выше, приводит к неоправданным экономическим затратам; при этом следует учитывать, что финансирование мировых судей осуществляется из федерального бюджета[1].

Во избежание зависимости мировых судей от местной власти и различного толкования субъектами Российской Федерации предоставленного им права законодательной инициативы по определению общего числа мировых судей и количества судебных участков, по нашему мнению, было бы правильнее не проводить связь между административно-территориальным образованием и судебным участком, то есть исключить из Закона предложение: «В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок». Кроме того, чтобы облегчить задачу субъектам Федерации и Государственной думе РФ при принятии каждого федерального закона по этому вопросу, следовало бы указать в Законе «твердую» цифру численности населения на одном судебном участке.

Судебный участок может совпадать с участком, обслуживаемым отделением местной (муниципальной) милиции. По согласованию судебного ведомства с местной администрацией и руководством милиции мировой судья может первое время (а возможно, и постоянно) размещаться в здании отделения милиции (как правило, отделения милиции расположены в удобном для населения месте и достаточно обустроены)[2]. Одновременно решаются проблемы охраны мировых судов, обеспечения безопасности деятельности мировых судей и соблюдения порядка на судебных участках.

Проблему эту необходимо решать и на законодательном уровне, в частности, дополнить нормы Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» статьей 24.1 следующего содержания: «Действие настоящего Закона в полной мере распространяется на мировых судей и на обеспечение их деятельности». Ведь в помещениях судов не только находится значительное количество важных документов, но и осуществляется правосудие, процесс отправления которого не всегда проходит гладко. Между тем должны быть полностью исключены нарушения общественного порядка и оказание давления на суд и участников процесса. Обслуживание судебных участков приставами не только облегчит процесс судопроизводства, но и усилит контроль за исполнением судебных решений и приказов.

Анализ судебной практики показал, что определение количества судебных участков исходя только из численности населения не совсем себя оправдывает. В Камчатской области по этой причине остались вне зоны судебной деятельности обширные территории, на которых размещены садовые участки, охотничьи и рыболовные хозяйства и станы, лесные и проселочные дороги, прибрежные зоны морей, океана и других водных объектов. А в этих местах нередко возникают ситуации, подпадающие под юрисдикцию мировых судей: браконьерство, автодорожные и другие транспортные происшествия с материальными претензиями, хищения, земельные и иные споры. Только по этой причине пришлось вносить коррективы в границы большинства судебных участков, расположенных на периферии, а в одном регионе создать дополнительный участок[3].

В связи с этим при создании судебных участков нужно учитывать не только численность населения, но и другие факторы: специфику региона, характер территории (город, сельская местность), особенности находящихся на территории учреждений (рынки, дома отдыха и пр.). При этом в городах определяющими должны быть уровень преступности и социальная конфликтность, а в сельской местности — территориальная удаленность населенных пунктов (без жесткой увязки с численностью населения).

После принятия Федерального закона от 29.12.1999 № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации», в основу которого были положены формальные расчеты самих субъектов Федерации, выявились существенные различия в реальной нагрузке мировых судей на разных судебных участках в пределах одного субъекта и невозможность ее регулирования в рамках действующего законодательства. Так, в Республике Калмыкия мировой судья Яшкульского судебного участка в 2002 году рассмотрел 995 гражданских дел, тогда как мировым судьей Черноземельского судебного участка за этот же период было рассмотрено лишь 202 гражданских дела. Если мировым судьей Кетченеровского судебного участка в 2003 году было рассмотрено только одно уголовное дело, то мировой судья Лаганского судебного участка в том же году рассмотрел 101 уголовное дело! Таким образом, неравномерность нагрузки мировых судей на различных судебных участках Республики Калмыкия очевидна.

Неравномерны нагрузки у мировых судей и на судебных участках Курской области — они колеблются от 7 до 40 дел в неделю, некоторые мировые судьи вынуждены разрешать в неделю не менее 50 дел, а одному судье пришлось за неделю рассмотреть даже 70 дел![4]. Такое положение представляется недопустимым, поскольку возникает цепь негативных последствий: во-первых, нарушается принцип справедливости в осуществлении мировыми судьями своей профессиональной деятельности; во-вторых, неравномерная нагрузка препятствует эффективному и рациональному использованию корпуса мировых судей; но самое главное — высокая нагрузка судей и работников их аппарата приводит к снижению качества рассмотрения дел, удлиняются сроки рассмотрения, то есть нарушаются права граждан.

В этой связи назрела необходимость ввести в ст. 4 Закона новеллу, позволяющую на уровне субъекта Федерации решать следующие вопросы:

· при значительном увеличении количества дел на одном судебном участке допускать их передачу на менее загруженный судебный участок в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, то есть по постановлению председателя районного (городского) суда;

· разрешать работу на одном судебном участке двум и более мировым судьям, что, к примеру, делают в Брянской и Ростовской областях. Это, в конечном счете, не только снизит напряженность в распределении дел, но и обеспечит гарантированное законом право граждан на судебную защиту в установленные законом сроки.

Здесь, правда, возникает некоторое противоречие с конституционным правом гражданина на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом. Думается, в данном случае надо исходить из реалий жизни, свидетельствующих, что подсудность не изменится, так как дело будет рассматриваться мировым судьей. Что касается границ судебного участка, то они представляют собой условное деление территории на зоны деятельности мировых судей, а не самой административной территории. При этом право гражданина не будет нарушено, если его дело рассмотрит судья соседнего участка — случается, что участки разделяет одна улица или проселок.

Содержащееся в базовом законе положение о том, что судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда, основано на указании ч. 3 ст. 17 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», согласно которому никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Указанное положение лишь констатирует невозможность упразднения судебного участка или должности мирового судьи законом субъекта Федерации без одновременной передачи дел, отнесенных к компетенции этого мирового судьи, другому судье или суду. Что касается механизма практической реализации данного положения, то он законодательно не регламентирован.

При решении вопроса о том, в юрисдикцию какого судьи или суда должны быть переданы дела мирового судьи, должность которого упраздняется, необходимо исходить из положения ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В соответствии с ГПК РФ и УПК РФ дела, подсудные мировому судье, никто другой рассматривать не вправе. Поэтому передача дел мирового судьи судье того же уровня представляется наиболее приемлемой. При этом, думается, дела следует передавать мировому судье ближайшего судебного участка, чтобы проживающим на территории упраздняемого судебного участка людям было легче добраться до суда — ведь одной из целей создания института мировых судей является именно облегчение доступа к правосудию. О том, что дела должны передаваться в ближайший суд, говорится также в ч. 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». Что касается вопроса, кому должно принадлежать право передачи дел другому судье, ответ на него можно найти в той же ч. 8 указанного Постановления Пленума Верховного суда РФ, а также в Постановлении Конституционного суда РФ от 16.03.1998 № 9-П «О проверке конституционности статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и статьи 123 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами ряда граждан». В соответствии с этими нормативными актами правом передачи дел из одного суда в другой обладает председатель вышестоящего суда. Таким образом, если ближайшим будет судебный участок того же района, где размещался и упраздненный участок, дела передаются председателем районного суда; если таковым окажется судебный участок другого района — председателем республиканского (краевого, областного) суда. Из смысла ст. 33 ГПК РФ передача дел в другой суд должна оформляться мотивированным постановлением суда.

Урегулировать данный вопрос на уровне законодательства субъектов Федерации не представляется возможным. В соответствии с п. «г» ст. 71 Конституции РФ установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности находится в ведении Российской Федерации. Вышестоящие по отношению к мировым судьям суды относятся к федеральным судам, поэтому установление норм, возлагающих на их председателей функции по привлечению к исполнению обязанностей мирового судьи мировых судей других судебных участков, находится исключительно в компетенции Российской Федерации. При таких обстоятельствах полагаем, что ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» целесообразно дополнить предложением следующего содержания: «При упразднении судебного участка или должности мирового судьи отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела одновременно передаются мировому судье ближайшего судебного участка по мотивированному постановлению председателя вышестоящего суда».

В соответствии с частями 3 и 5 ст. 4 Закона законодательный орган субъекта Российской Федерации принимает закон об упразднении судебного участка или должности мирового судьи и одновременной передаче дел этого мирового судьи в юрисдикцию другого суда.

1 См.: Гравина А.А. Правовые проблемы организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации // Арбитражный и гражданский процесс. 2002. № 4. С. 38—41.

2 Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Отв. ред. В.И. Радченко — М.: Норма, 2001. С. 133.

3 См.: Урбан Е. Предоставить субъекту Федерации больше самостоятельности при формировании корпуса мировых судей // Российская юстиция. 2003. № 3. С. 39—41.

4 См.: Бирюкова Т. Мировой судья — в зеркале социологии // Мировой судья. 2003. № 1. С. 12.

Ссылка на основную публикацию